Pavel Ivashkin (zigfrid_n) wrote,
Pavel Ivashkin
zigfrid_n

Category:

ЕГЭ - шаг назад в образовании


Набрел в сети на интересную статью о том, что прообраз ЕГЭ был создан Томасом Алва Эдисоном. В 1921 году Эдисон создал тест на самые разнообразные знания, на основании результатов которого принимал людей к себе на работу. Сегодня ЕГЭ представляет собой примерно же самое. Проблема в том, что со времен Эдисона мир сильно изменился. И изменил этот мир – Интернет. Сегодня практически любую информацию можно получить просто по щелчку мыши. Нет никакого смысла в бумажных справочниках – они устаревают уже на момент выпуска из типографии. Да и искать в справочнике намного дольше, чем в Интернете. То есть в реальной жизни у вчерашнего школьника всегда будет наготове компьютер (смартфон), с доступом в интернет. Так почему же российское образование не учитывает этот факт и запрещает пользоваться интернетом при сдаче экзаменов?

Вот что говорит по этому поводу сам Д.В. Ливанов: «Должны использоваться современные технологии. Нам их нужно готовить к будущей жизни. А не к той жизни, которая была 10 или 20 лет назад. В этом моя цель. Я, кстати, как отец двух школьников и еще одного ребенка, которому предстоит пойти в школу, исхожу именно из этого. В этом я вижу свою цель и как министра, и как родителя» Ну и? Что же у Вас, Дмитрий Викторович, слова так расходятся с делом? Ведь первое, что необходимо сделать для приближения школьника к реальной жизни – снять ограничения на пользование интернетом при проверке качества обучения. То есть – отменить ЕГЭ вовсе, потому что при наличии интернета, ЕГЭ даже самый слабый школьник сможет сдать на уровне хорошиста.
Вот любопытный диалог на эту тему из книги Л.Каганова «Лена Сквоттер или Парагон возмездия»

«— Будем, знакомы, Илена Сквоттер. Знаю все.
— Да? — усмехнулся он. — Чему равна постоянная Планка?
— Планка чего, и где она?
— Ну вот видите... — улыбнулся он. — Это элементарная физическая константа, названная в честь знаменитого немецкого...
— Достаточно. Я поняла вас. Сейчас скажу... — я вытащила мобильник и зашла в меню.
— Что у вас там? — удивился он.
— Интернет, разумеется. Симулякр знания. Планка или Планко? Впрочем, не важно...
— Стоп, стоп, стоп! — он замахал руками. — При чем тут интернет? Я же вас спрашиваю! У вас есть это знание?
— Сейчас будет. У вас есть жена?
— Есть... — он удивленно поднял брови.
— Где? Почему я не вижу ее с вами в этой машине? Значит, не все, что есть, вы возите с собой?
— Барышня... — возмутился он.
Но я его перебила:
— Записывайте. Постоянная Планка: шесть, запятая, шесть два шесть один... дальше диктовать?
— Это не называется знанием, — ответил он с горечью.
— Да что вы говорите? — Я всплеснула руками. — А что такое знание по-вашему? — я глянула в экранчик и снова подняла взгляд. — Давайте теперь я спрошу вас: какого числа Макс Планк открыл свою постоянную?
— В начале прошлого века.
— А точнее?
— Я думаю, об этом знал только он, — усмехнулся драйвер. — Такие открытия в один день не делаются.
— Ответ неправильный. Четырнадцатого декабря одна тысяча девятисотого года считается днем открытия. А в каком году он родился?
— При чем тут? — обиделся драйвер.
— При том, что рядом со мной сидит человек, который только что утверждал, будто у него больше знаний. Путая их заодно с умом. Ну и где ваши знания, профессор?
— Хорошо! — он нервно хлопнул ладонями по рулю. — Хорошо! А решить реальную задачу с постоянной Планка вы сможете?
— Реальную? Да. И разными способами.
— И какими же?
— Способ первый и самый быстрый: я сейчас напишу майл своему знакомому Павлику, и через десять минут он пришлет ответ.
— Это не решение! — возмутился он.
— Что за странная постановка вопроса? — удивилась я. — Вам нужен точный ответ задачи? Шашечки или ехать?
— Мне нужно, чтобы задачу решили вы без помощи кого-то или чего-то!
— Интересная логика, — фыркнула я. — А вы, профессор математики, сможете хотя бы два числа перемножить без помощи калькулятора или бумажки? Давайте проверим: сто тридцать семь миллиардов двести...
— Стоп! — возмутился он. — Речь о том, что я могу решить задачу самостоятельно, а вы нет!
— И этот человек удивляется, что сидит без денег! — хохотнула я. — Оглянитесь, старожилы: мир давно изменился!
— У вас нет багажа знаний! — упрямо твердил он.
— У меня нет и подвала с картошкой на всю зиму. Зато есть сеть круглосуточных маркетов, где я в любое время суток могу купить полкило. Мало того — еще и сеть закусочных, где мне в любое время дадут порцию жареной картошки. И эти сети решают все мои пищевые задачи.
— А у нас с женой, между прочим, есть свой подвал с картошкой, — сказал он вдруг.
— Поздравить не могу. В двадцать первом веке жить натуральным хозяйством — что в картофельном плане, что в интеллектуальном — это феодализм. Прекратите набивать личные подвалы, научитесь пользоваться богатейшими ресурсами, которые вас окружают!
Глаза его прищурились, и некоторое время мы ехали молча. Асфальт давно кончился, под колесами тряслась разбитая дождями бетонка. По обе стороны тянулся густой лес.
— При первой возможности направо, — попросила я, глянув на смартфон. — И еще километров десять.
— Здесь нет дорог направо и не будет! — возразил он.
— Найдите просеку, — я пожала плечами. — Мне именно туда, вглубь леса, километров семь.
— Да нет здесь просеки... — начал он и осекся: просека действительно появилась. — Как я здесь проеду? — возмутился он.
— Аккуратно, на небольшой скорости. Я же вам плачу деньги, которые вам так нужны.
Он сжал зубы и свернул в колею просеки. Машина гудела и раскачивалась. Так прошло минут десять, просека все шла и шла вдаль.
— Знаете, что я делаю со студентами, которые пытаются мне сдать готовые рефераты, украденные из интернета? Знаете? — он вдруг угрожающе застучал пальцем по баранке, снова вернувшись к разговору, который так его растревожил.
— Очень зря вы так, — спокойно возразила я. — Умение найти быстрое и качественное решение любой задачи — это умение пригодится студенту в жизни гораздо больше всей той дури, которую вы им вбиваете в головы. Это, кстати, и есть одно из главных свойств ума, а вовсе не ваши планки.
— Ну а что вы будете делать, если попадете туда, где нет интернета?
— Да вот же он, — я показала драйверу мобильник, где еще теплились две черточки. — Даже в этой глуши.
— А вот когда попадете... — он пророчески погрозил пальцем. — То поймете, что ум — это знания в голове, а не дурацкий интернет...
— Мы не рассматриваем форсмажоры. Если вы попадете туда, где нет кислорода? Что вы будете делать без кислородного баллона со своей головой и знаниями?
— Господи, какая же пошла циничная молодежь... — Он с омерзением помотал головой. — У нашего поколения в ваши годы было куда больше понимания...
— А вам не кажется странным, что вы так цените ум, но желаете попросить денег? А я люблю деньги, но желаю попросить ума? — не выдержала я.
— Я люблю деньги? — вскинулся он. — Знаете, если бы профессорам у нас в стране платили хотя бы...»

ЕГЭ проверяет голые знания, которые добыть при наличии подключения к сети - нетрудно. Между тем, учить школьников нужно реальному применению знаний. То есть – решению задач. Потому что «написать майл Павлику» и получить ответ не всегда возможно, да и не хватит павликов на всех. А ведь министр образования Д.Ливанов всё понимает: «Любое знание доступно, и иногда ученики знают больше, чем учитель. Поэтому задача учителя изменилась. Учитель должен помогать искать эти сведения, он должен помогать их интерпретировать. Он должен, возможно, давать свою оценку, он должен помогать людям ориентироваться в этом огромном массиве информации и сведений». Ну и? Как ЕГЭ решает эту задачу?

Я помню, как проходила одна из олимпиад МФТИ по физике. Еще в советское время в наш город приезжали ребята из этого вуза и проводили такую олимпиаду. Победителю обещались преференции на вступление в МФТИ, что довольно круто. Так вот, по правилам олимпиады разрешалось использовать ЛЮБЫЕ справочники и научную литературу. Но требовалось решить задачи в основном практического характера. Некоторые из задач я помню до сих пор. Вот, к примеру. Есть прямая, бесконечная дорога в вакууме шириной в 10 метров. На самом краю дороги установлены 10 столбов высотой 10 метров каждый с мегаваттной лампой наверху. Какова мощность излучения, падающего на плоскость дороги? Толщиной столба пренебречь. Какой справочник поможет решить эту, простую на самом деле, задачу?

Готовясь к ЕГЭ, школота зазубривает абсолютно ненужные знания. Между тем, умение решать задачи атрофируется – ибо на результаты ЕГЭ не влияет. В итоге мы возвращаемся к эдисоновскому тесту вековой давности, без учета, что мир изменился. Поэтому ЕГЭ - это шаг назад даже по сравнению с советской школой образования, где школьников натаскивали как раз на решение задач, а не тестов. А вот как понять министра Ливанова, который, как мы сегодня выяснили, всё понимает, но не отменяет ЕГЭ как систему тестов и не вводит тоже единую систему экзаменов, но основанную на проверке умения решать задачи? Глупость? Вредительство? Или, быть может, решение принято на таких уровнях, что Д.Ливанов не может не то, что отменить систему ЕГЭ, но даже и покритиковать её публично? Так кто является главным двигателем ЕГЭ? Ответа на этот вопрос я не знаю.


Tags: ЕГЭ, Ливанов, Образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments